несоизмеримости тезис


несоизмеримости тезис
        «НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕЗИС» (incommensurability argument) — утверждение о том, что конкурирующие и сменяющие друг друга альтернативные научные теории могут быть логически «несоизмеримыми»: между ними нет логических отношений (в том числе отношения противоречия). Прототип этого утверждения — концепция «радикального конвенционализма» К. Айдукевича, сформулированная в середине 30-х гг. 20 в. Согласно этой концепции, научная теория, в принципе, может быть отождествлена с замкнутой в логико-семантическом отношении языковой системой. Ее исходные (неопределяемые) понятия, а также принимаемые правила логического вывода и эмпирической интерпретации основаны на конвенциях; прочие термины определяются через исходные; значения терминов зависят от правил употребления данного языка; нарушение этих правил означает, что с выражениями языка связывается иное значение и, следовательно, осуществляется переход к иному языку. Такие системы а) не содержат терминов, значение которых не зависит от системы в целом, б) включение в них новых терминов изменяет значения всех терминов системы и ставит под вопрос ее логическую согласованность. Системы являются «взаимонепереводимыми», если, по крайней мере, одно выражение данной системы не имеет своего перевода в др. Поэтому «картины мира», представленные такими теориями, несоизмеримы.
        В начале 60-х гг. 20 в. этот тезис стал стержнем аргументации «исторического» направления постпозитивизма (Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.), ревизовавшего понятие научной рациональности: ее критерии объявлялись исторически относительными; идея универсальной теории, формулирующей эти критерии и позволяющей с их помощью провести линию «демаркации» между наукой и ненаукой, — несостоятельной. «Несоизмеримость» — свидетельство того, что выбор из альтернативных теорий, осуществляемый учеными, обусловлен не логическими, а какими-то иными (напр., социально-психологическими) факторами. «Н. т.» поддерживается «холистской» теорией значения, согласно которой значение любого термина, фигурирующего в теоретической системе, определяется всей системой в целом (в этом сходство этой идеи с «радикальным конвенционализмом»), и концепцией «теоретической нагруженности» терминов наблюдения, из которой выводится утверждение о невозможности использовать язык наблюдения как основу взаимного перевода и «соизмерения» теорий. «Радикальный сдвиг значения», получающийся, напр., при переходе от ньютоновской механики (Т ) к общей теории относительности (Т ), связан с тем, что в Т переопределяются все основные понятия Т (пространственной протяженности, временной длительности, массы, силы и др.); Т и Т2 говорят о разных вещах и, следовательно, совместимы, а их взаимная критика не носит логического характера. «Теоретическая нагруженность» наблюдения является причиной того, что наблюдатель смотрит на мир сквозь призму своего концептуального аппарата, поэтому перестройка «мировидения» не может быть результатом сравнения объяснительных возможностей различных фундаментальных теорий; факты, их интерпретация и значимость будут различными. Нельзя сравнивать такие теории и по количеству разрешаемых проблем, ибо то, что является проблемой для одной теории, для др. может вообще не составлять проблемы или быть тривиально разрешимым. Эти аргументы в пользу «Н. т.» осмысленны только в том случае, если сравниваются именно фундаментальные теории («парадигмы») или локальные теории, являющиеся их конкретизациями.
        «Н. т.» направлен против кумулятивизма и индуктивизма в объяснении роста научного знания, однако может быть истолкован и как аргумент против «рациональной реконструкции» истории науки, рассмотрения исторической эволюции научного знания как процесса, следующего определенным рациональным принципам. Последовательное истолкование этого тезиса означает согласие с «эпистемологическим анархизмом». Неприемлемость последнего для большинства историков и методологов науки стимулировала критику «Н. т.». Указывалось, что «холистская» теория значения превращает эмпирические теории в тавтологии, так как их базис оказывается производным от теоретических допущений (К. Гемпель); «соизмеримость» теорий может быть основана на понятиях «здравого смысла», уместных в предложениях наблюдения, даже если последние сформулированы в различных «парадигмах»; напр., предложения о наличии или отсутствии разницы в показаниях часов имеют один и тот же смысл в ньютоновской и в эйнштейновской механиках (С. Ватанабе). Предлагаются концепции значения, расширенные за счет «прагматических компонент» значения, характеризующих ситуации, в которых происходит «указание» на обозначаемый предмет; рассмотрение таких ситуаций возвращает истории науки идею непрерывности развития знания и разрушает миф о полной определимости значений научных понятий в семантически замкнутых системах (X. Патнэм). Критика «Н. т.» связана с пересмотром стандартной модели научной теории (Дж. Снид, В. Штегмюллер, В. А. Смирнов и др.), с попытками создания более гибких теорий научной рациональности (И. Лакатос, У Селларс, Р. Туомела, Н. Решер), с разработкой методологических схем анализа истории науки (Дж. Холтон, B.C. Стёпин, М.А. Розов, Н.И. Кузнецова, Е.А. Мамчур идр.).
        В.Н. Порус

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "несоизмеримости тезис" в других словарях:

  • НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИИ ТЕЗИС — выдвинутый Т. Куном в качестве аргумента против кумулятивизма тезис о несоизмеримости дисциплинарных матриц (теорий). Его истоки можно обнаружить в идеях гештальтпсихологии и позднего Л. Витгенштейна. Различают сильный и слабый варианты тезиса о… …   Философская энциклопедия

  • НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИЙ ТЕЗИС — концепция, выработанная в историческом направлении в философии науки и противопоставляемая кумулятивизму. Восходя в своих истоках к логико философским идеям Витгенштейна и Айдукевича, эта концепция представляет развитие науки как смену… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • эксперимент решающий —         ЭКСПЕРИМЕНТ РЕШАЮЩИЙ (лат. experimentum cruces «опыт креста» или «перекрестка») эксперимент, результат которого разрешает спор между двумя (или более) гипотезами, выдвинутыми для решения некоторой научной проблемы. Ф. Бэкон рассматривал Э …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РЕЛЯТИВИЗМ — (от лат. relativus относительный) филос. принцип интерпретации природных, социокультурных, мировоззренческих, когнитивных объектов в их отношении друг к другу и своему окружению. Р. подчеркивает примат связи объектов над их субстанциальными… …   Философская энциклопедия

  • ПОСТПОЗИТИВИЗМ — общее название, используемое в философии науки для обозначения совокупности философско методологических концепций, пришедших на смену тем, которые были разработаны в рамках неопозитивизма. П. не представляет собой однородного философского течения …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ТЕОРИЙ —     НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ТЕОРИЙ (в философии науки) тезис, согласно которому невозможно определить рациональные критерии для сопоставления, сравнения различных теорий, относящихся к одной и той же эмпирической области. Понятие несоизмеримости… …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬ —         форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в об ве. Возникает из потребности установления межличностной коммуникации на базе ценностей, гарантирующих сохранение человеч. рода и достоинство… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛАУДАН — (Laudan) Ларри (р. 1940) амер. философ и методолог, представитель позитивистской философии науки, проф. Центра по изучению науки и общества в Вирджинском политехническом ун те. Предложил неорационалистический вариант понимания научного знания,… …   Философская энциклопедия

  • КОЛИЧЕСТВО — филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во вторых,… …   Философская энциклопедия

  • Философия науки — Имеется викиучебник по теме «Философия науки» Философия науки  раздел философии, изучающий понятие, границы и …   Википедия